To main content

Неделя «Техэксперт»

Бизнес-риски и возможности природопользователей в 2025 году

В рамках Недели «Техэксперт» прошла секция «Бизнес-риски и возможности природопользователей в 2025 году и в перспективе». Публикуем короткий обзор докладов секции о нововведениях, которые коснутся практически всех предприятий России.
Со всеми материалами секции можно ознакомиться в профессиональной справочной системе «Техэксперт: Экология» (варианты «Премиум» и «Проф).
С 1 января 2025 года вступили в силу 16 новых нормативных актов, связанных с охраной окружающей среды и промышленностью. Еще 13 документов на подходе в марте и сентябре. Изменения касаются различных аспектов промышленной экологии: государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), коммерческого учета твердых коммунальных отходов (ТКО) и расширенной ответственности производителя (РОП).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Значительные изменения в процессе получения заключения ГЭЭ, а также в перечне объектов, подлежащих ей, произошли еще 1 сентября 2024 года. Однако практика их применения только сейчас начала формироваться и оставляет вопросы. На часть из них ответил в ходе секции Михаил Улитин, эксперт линейки систем «Техэксперт: Экология» и «Техэксперт: Санитарные нормы и правила».

Спикер представил полный обзор нормативных документов, которые с сентября 2024 года регулируют прохождение ГЭЭ* (рис.1), и сообщил, в отношении каких объектов ГЭЭ не требуется (рис. 2).

* Бабикова Ю. А. Государственная экологическая экспертиза // Техэксперт: Экология [Электронный ресурс]. Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Также М. Улитин представил подробный алгоритм, состоящий из четырех основных этапов.

1. Определение необходимости в получении ГЭЭ.
Нужно проанализировать проектную документацию объекта и идентифицировать его с объектами, подлежащими ГЭЭ. Объекты федерального уровня приведены  ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ, регионального — в ст. 12 того же закона.

2. Подготовка необходимой документации.
Для каждого объекта ГЭЭ предусмотрен свой перечень документов. Перечни утверждены приказом Минприроды России от 08.05.2024 № 283.

3. Подача документов.
Регламент подачи документов утвержден приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 № 923. Материалы направляются в электронной форме через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или личный кабинет природопользователя.

4. Получение результатов.
ГЭЭ начинается не позднее чем через 5 рабочих дней после ее оплаты и приемки представляемых материалов в полном объеме. Срок проведения ГЭЭ, если иное не предусмотрено законодательством, не должен превышать 42 рабочих дня. ГЭЭ считается завершенной после утверждения заключения, подготовленного экспертной комиссией.

Штрафы за нарушения в прохождении ГЭЭ — до 250 000 рублей.
ТКО: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА

С 1 сентября 2024 года действуют новые правила учета ТКО, утвержденные постановлением Правительства Р Ф от 24 мая 2024 года № 671. Разобраться в них помогла Лилия Калмыкова, практикующий инженер-эколог, член Национальной экологической аудиторской палаты.

Новые правила оставили прежние методы учета ТКО — по установленным нормативам и по фактическому объему, однако для использования второго варианта введены дополнительные условия**. Основным способом учета считается утвержденный региональными органами власти.

Во всех стандартных ситуациях применяется учет по нормативу накопления, а для перехода на фактический учет нужно получить письменное разрешение от регионального оператора. Были уточнены правила учета ТКО для разных групп пользователей как при раздельном, так и при общем накоплении. Для тех, кто пользуется общей контейнерной площадкой, появилась возможность распределять
долю участия каждого потребителя.

** Калмыкова Л. М. Изменение правил коммерческого учета ТКО // Техэксперт: Экология [Электронный ресурс]. Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
Анализ показывает, что для полноценного внедрения новых правил потребуются изменения в других нормативных актах, регулирующих обращение с ТКО (рис. 3).

Л. Калмыкова рекомендовала регулярно мониторить сайт своего регионального оператора, а также внимательно подойти к выбору и использованию метода учета — это позволит исключить штрафные санкции до 250 000 рублей.

РАСШИРЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Предприятия, занимающиеся производством и импортом товаров, ежегодно вынуждены утилизировать отходы от использованных товаров или платить экосбор. Разобраться с тонкостями
законодательства в сфере РОП*** участникам секции помогла Ольга Захарова, эксперт «Контур. Экстерна» по отчетности в Росприроднадзор. Вот основные тезисы ее доклада:
  • В апреле 2025 года отчитываться по экосбору предприятиям необходимо сразу за 2023 и 2024 годы.
  • За массы товаров и упаковки, реализованные в течение 2023 года, необходимо подавать отчет и расчет до 15.04.2025 по старым правилам РОП (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
  • Декларацию за 2024 год направлять не нужно, поскольку она не предусмотрена новыми правилами.
  • До 15.04.2025 впервые за упаковку будет отчитываться ее производитель, а не производитель товара в этой упаковке.
  • Для импортеров шин, стиральных машин и некоторых видов упаковки из стран, не входящих в ЕАЭС, введен эксперимент с банковскими гарантиями и договорами поручительства либо с уплатой экосбора и предоставлением отчетности в Росприроднадзор до момента выпуска товаров таможней на территорию РФ.
  • C 2024 года по импортерам, попавшим в эксперимент, данные о таможенных операциях передаются Федеральной таможенной службой в Росприроднадзор.
  • С 2024 года заключать договор на выполнение нормативов можно только с компаниями, которые находятся в реестре утилизаторов.
  • Изменена форма акта утилизации, которую необходимо прикладывать к отчетности.
  • Введен конвертер, помогающий определить, утилизация каких отходов позволяет выполнить норматив и какая продукция должна быть получена в результате.
  • Утилизаторы должны ежеквартально представлять отчетность: какие договоры, какое количество отходов утилизировали, сколько было затрачено энергетических ресурсов на эти процессы.
  • Понижающий коэффициент теперь можно применять не только для упаковки, но и для товаров – но при условии, что они произведены из вторсырья, полученного на территории РФ. Сделать это можно, только получив подтверждение Минпромторга России.
  • Все экспортные операции, которые уменьшают сумму экосбора, подтверждаются отдельными отчетами.
С 2024 года Росприроднадзор получил возможность штрафовать предприятия без проведения выездных проверок, если есть данные о нарушениях в части экосбора, а штрафы начинаются
от 500 000 рублей.

***Фаррахова А. Р. Экологический сбор. Расширенная ответственность производителей (РОП) // Техэксперт: Экология [Электронный ресурс]. Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

Подготовила Алена Георгиева

PRO БЕЗОПАСНОСТЬ, | январь–февраль 2025