Он сообщил, что за последние 12 лет наряду с сокращением более чем в два раза количества несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями – с 13,7 тыс. в 2007 году до чуть менее 6 тыс. в 2018 году – в 3 раза снизилось количество погибших на производстве (в 2018 году – 1 618 человек). При этом более 71 %, то есть более 2/3 погибших в результате несчастных случаев на производстве, работали в наиболее травмоопасных видах экономической деятельности – это строительство, обрабатывающее производство, добыча полезных ископаемых, сельское, лесное хозяйство и рыболовство, а также транспорт.
«В 2015 году впервые за много лет нам удалось переломить тенденцию роста количества работников, занятых во вредных или опасных условиях труда. В 2017 году доля работников составила 37,9 %, что на 1,8 % меньше, чем в 2014 году», – рассказал замминистра.
Такая картина, по его словам, в целом отражает результаты функционирования института охраны труда, сформированного в конце 1990-х – начале 2000-х годов. «В его основе лежит так называемый "реактивный" подход, мы не говорим, что он плохой, он позволил достичь таких результатов. Был введен институт социального страхования, который позволил решить задачу по обеспечению защиты социальных прав работников, это тоже начало 2000-х годов. Было устранено значительное количество лежащих на поверхности причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, – пояснил Григорий Лекарев. – Вместе с тем, результаты анализа содержания и динамики отдельных индикаторов состояния охраны труда свидетельствуют о том, что потенциал такого подхода сегодня практически исчерпан. Сейчас несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не являются неизбежным событиями».
Он добавил, что в основе причин – как правило, «человеческий фактор», когда действия самого работника приводят к негативным событиям, а также к таким событиям приводит несоблюдение работодателем требований к организации безопасности проведения работ.
«За последние несколько лет сложилось и сохраняется устойчивое распределение основных причин несчастных случаев на производстве, наиболее распространенной из которых является неудовлетворительная организация работ. При этом в основе 67,7 % причин несчастных случаев на производстве лежит "человеческий фактор", и он обусловлен, с нашей точки зрения, низкой культурой безопасного труда, несоблюдением и игнорированием самых элементарных норм и правил», – пояснил Григорий Лекарев.
Считая это одним из главных вызовов в сфере охраны труда, замминистра отметил, что необходимо перейти от реагирования на уже свершившиеся несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания к профилактике, эффективному предотвращению причин их возникновения: «Это должно стать не просто каким-то декларативным призывом, это должно быть прописано детально. Иными словами, необходимо реагировать формированием опережающей модернизированной модели управления охраной труда».
Он напомнил, что Президентом России поставлены задачи по повышению качества жизни граждан, обеспечению устойчивого роста экономики, повышению производительности труда. «Мы должны понимать, что без решения вопросов по улучшению здоровья работников, по снижению количества случаев утраты работником способности к труду, по сокращению уровня смертности поставленных Президентом задач мы добиться не сможем», – подчеркнул Григорий Лекарев.
Говоря о внедрении превентивного активного подхода, основанного на выявлении, оценке и снижении профессиональных рисков, замглавы Минтруда России заявил следующее: «Мы настаиваем, что данная работа не может быть замкнута только на работодателе. Эта задача стоит перед государством, работодателями, работниками, страховщиками».
В соответствии с Планом мероприятий по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований в сфере охраны труда Минтруд России подготовил проект приказа «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» взамен действующего порядка, утвержденного постановлением Минтруда России
и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29.
В настоящее время этот проект проходит процедуру публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
По словам начальника отдела стандартов безопасности труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России Ольги Марюхи, новый порядок обучения является подзаконным нормативным правовым актом к 225-й статье Трудового кодекса Российской Федерации уже без привязки к федеральному закону № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
«Концепция нового порядка заключается в том, что обучение по охране труда не является дополнительным профессиональным образованием, – рассказала Ольга Марюха. – Это самостоятельный вид обучения, который обязаны проходить работники организации в соответствии в Трудовым кодексом РФ».
Она отметила, что в проекте приказа предусмотрен принципиально новый формат обучения руководителей и специалистов по охране труда с разбивкой на отдельные модули, содержащие разделы с рекомендованными темами, для включения их обучающими организациями в свои программы обучения.