Почему же данное нововведение, по мнению профессионального сообщества, является самым важным?
До недавнего времени возможность составления отчетной документации о СОУТ в электронном виде не была регламентирована законодательно и даже не упоминалась в нормативных правовых актах (далее — НПА). Таким образом, в вопросе выбора «бумажного» или электронного вариантов оформления Отчета сложилась весьма парадоксальная ситуация. Действующее законодательство не содержит прямых запретов на оформление Отчета в виде электронного документа. Более того, статья 214.2 ТК РФ предоставляет работодателю право вести в электронном виде значительную часть документооборота по охране труда. Однако инертность мышления участников процесса вкупе с отсутствием конкретных норм в законодательных актах препятствовали широкому практическому внедрению цифровых инструментов и открываемых с их помощью возможностей в области оценки условий труда и в сфере охраны труда в целом.
Составление «бумажного» Отчета на протяжении нескольких последних лет выглядело неким анахронизмом на фоне растущего спроса участников рынка СОУТ на более активное внедрение цифровых инструментов. Экспертные организации отмечали, что работодатели (в основном крупные компании, банки и операторы связи) начали проявлять повышенный интерес к составлению и подписанию отчетной документации по СОУТ в электронном виде. Однако позиция Минтруда России по этому вопросу хотя и претерпевала некоторые изменения, в целом была однозначной: «возможность передачи заказчику документов, составляющих отчет о проведении СОУТ, в электронном виде организацией, проводящей СОУТ, в настоящее время не установлена законодательством в качестве результирующей процедуры, свидетельствующей об исполнении такой организацией своих обязательств» (цитата из письма Минтруда России от 19.04.2022 № 15−4/ООГ-892).
При этом, хотя письма Минтруда России и не обладают статусом НПА, к сожалению, как показывает практика, высказываемые в них мнения принимаются органами государственного надзора и контроля в сфере охраны труда, лицами, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, работодателями и самими экспертными организациями без надлежащей критической оценки.
Стоит отметить, что Минтруд России все же осознавал некоторую ненормальность этой ситуации — так, в том же письме от 19.04.2022, помимо прочего, было указано, что ведомством «рассматриваются вопросы, касающиеся возможностей перехода к цифровой модели оформления результатов СОУТ». Очевидно, такое «рассмотрение» и привело к разработке, принятию и вступлению в силу Федерального закона от 24.07.2023 № 381-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 381-ФЗ).