Обеспечить местным топливом
Насколько важно обеспечить город местным топливом, стало понятно зимой 1941−1942 гг. Топлива требовали все эвакуированные в город Куйбышев и область заводы, а их было свыше сотни. По железной дороге возили карагандинский уголь. В пути он смерзался, требовалось много сил и времени на разгрузку, на доставке угля постоянно было занято большое количество железнодорожных вагонов, нужных для других целей. Подача газа по трубопроводу виделась как решение огромной проблемы.
7 апреля 1942 года И. В. Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны № 1563 «О строительстве газопровода «Бугуруслан — Куйбышев».
Всегда особенно трудно быть первым. Опыта сооружения дальних газопроводов на тот момент не было. Отчасти проблема решалась благодаря помощи азербайджанских нефтяников.
Около 800 специалистов были командированы на строительство газопровода. У нефтяников же частично позаимствовали материалы. В одном из пунктов постановления № 1563 читаем: «демонтировать незаконченные строительством трубопроводы Избербаш — Махачкала и Ишимбаево — Уфа с использованием снятых труб для строительства газопровода «Бугуруслан — Куйбышев».
Нехватка стальных труб вынудила экспериментировать и идти на определенный риск. То же постановление обязывало наркомат строительных материалов обеспечить изготовление высококачественных газонепроницаемых асбоцементных труб. Ими была проложена часть трубопровода, но более они никогда для транспортировки газа не использовались.
Основной рабочей силой на строительстве были заключенные, представители так называемой трудовой армии, сформированной из этнических немцев, проживавших в Поволжье, местное население, выполнявшее трудовую повинность. Продолжительность рабочего дня варьировалась в зависимости от ситуации. Вот, например, приказ по управлению строительства от 15 августа 1942 года: «Ввести немедленно на всех участках работ одиннадцатичасовой рабочий день для рабочих следующих ведущих профессий: электросварщиков, газосварщиков, мотористов, обслуживающих электросварочные агрегаты, генераторщиков при газосварке, центровщиков, изолировщиков, экскаваторщиков, трактористов, шоферов». 11 часов — это только официально, а неофициально — просто до тех пор, пока можешь стоять на ногах и держать в руках инструмент. По воспоминаниям ветеранов строительства, сварку труб вели круглые сутки, а чтобы не нарушать светомаскировку, накрывали работавших сварщиков брезентовым тентом.
Из воспоминаний мы узнаем те факты, которые в отчетах, как правило, не фигурировали. Участница строительства Эльза Соловьева вспоминала: «Асбоцементные трубы на стыках соединялись резиновыми муфтами. А резиновые кольца для уплотнения муфт на морозе быстро твердеют, и натянуть муфту невероятно трудно. Мы стали закладывать кольца под телогрейки, теплом собственного тела согревали резину, чтобы вернуть ей эластичность».
Техники не хватало, и огромный объем работ выполнялся вручную. Читаем в годовом отчете за 1943 год: «Для очистки труб перед нанесением на них изоляции имелись 4 трубоочистительные машины, но использование их затруднено в связи с отсутствием крана для их перемещения. При общем весе машины 1800 кг вручную переставлять трудно, потому на участке между 118 и 139-м километрами очистка производилась вручную, причем качество было не ниже, чем требовалось по техническим условиям»