Опора НГК: ООО «Газпром трансгаз Самара» – 80 лет
Быть первым, оставаться надежным
80 лет назад, 15 сентября 1943 года, был сдан в эксплуатацию первый магистральный газопровод СССР «Бугуруслан — Куйбышев». С этого же дня ведет свою историю первое газотранспортное предприятие нашей страны — ООО «Газпром трансгаз Самара».
На строительстве газопровода Бугуруслан-Куйбышев
История о том, как нефть привела к газу

XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКПб) объявил «решающей задачей в третьей пятилетке считать создание мощной нефтяной базы в районе между Волгой и Уралом». Чуть позже этот район получит образное название «Второе Баку».

В 1937 году при освоении нефтяного месторождения близ города Бугуруслана, ныне находящегося в Оренбургской области, нефтяники столкнулись с выбросами газа, которые существенно осложняли работу. Дополнительные изыскания привели к открытию в 1939- 1940 годах газовых запасов на НовоСтепановском (близ Бугуруслана) и Калиновском (близ г. Похвистнево на территории современной Самарской области) месторождениях.

Многие геологи тогда считали добычу газа нецелесообразной, отвлекающей от выполнения поставленной руководством страны задачи наращивать добычу нефти. Активным сторонником более внимательного отношения к природному газу был Исаак Яковлевич Фурман, главный геолог треста «Бугурусланнефть». «Многие воспринимают интерес к газу как игнорирование задачи заниматься нефтсы использования газа оказались под своеобразным запретом. Жизнь зовет к снятию этого запрета», — писал он. — Газ верхних пластов, который нам мешает бурить, — это ценнейшее сырье, которое мы недооцениваем. Таких запасов газа, как в недрах наших земель, не имеет ни один трест «Второго Баку». Эти огромные запасы надо призвать к жизни. Запасов газа в Ново-Степановке хватит для снабжения газом города Куйбышева в течение шести лет, освободит его от завоза твердого и жидкого топлива".

В 1940 году наркомат нефтяной промышленности СССР (отдельного наркомата или министерства газовой промышленности еще не существовало) признал целесообразность транспортировки бугурусланского природного газа по газопроводу в Куйбышев (ныне Самара).
Обеспечить местным топливом

Насколько важно обеспечить город местным топливом, стало понятно зимой 1941−1942 гг. Топлива требовали все эвакуированные в город Куйбышев и область заводы, а их было свыше сотни. По железной дороге возили карагандинский уголь. В пути он смерзался, требовалось много сил и времени на разгрузку, на доставке угля постоянно было занято большое количество железнодорожных вагонов, нужных для других целей. Подача газа по трубопроводу виделась как решение огромной проблемы.

7 апреля 1942 года И. В. Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны № 1563 «О строительстве газопровода «Бугуруслан — Куйбышев».

Всегда особенно трудно быть первым. Опыта сооружения дальних газопроводов на тот момент не было. Отчасти проблема решалась благодаря помощи азербайджанских нефтяников.
Около 800 специалистов были командированы на строительство газопровода. У нефтяников же частично позаимствовали материалы. В одном из пунктов постановления № 1563 читаем: «демонтировать незаконченные строительством трубопроводы Избербаш — Махачкала и Ишимбаево — Уфа с использованием снятых труб для строительства газопровода «Бугуруслан — Куйбышев».

Нехватка стальных труб вынудила экспериментировать и идти на определенный риск. То же постановление обязывало наркомат строительных материалов обеспечить изготовление высококачественных газонепроницаемых асбоцементных труб. Ими была проложена часть трубопровода, но более они никогда для транспортировки газа не использовались.

Основной рабочей силой на строительстве были заключенные, представители так называемой трудовой армии, сформированной из этнических немцев, проживавших в Поволжье, местное население, выполнявшее трудовую повинность. Продолжительность рабочего дня варьировалась в зависимости от ситуации. Вот, например, приказ по управлению строительства от 15 августа 1942 года: «Ввести немедленно на всех участках работ одиннадцатичасовой рабочий день для рабочих следующих ведущих профессий: электросварщиков, газосварщиков, мотористов, обслуживающих электросварочные агрегаты, генераторщиков при газосварке, центровщиков, изолировщиков, экскаваторщиков, трактористов, шоферов». 11 часов — это только официально, а неофициально — просто до тех пор, пока можешь стоять на ногах и держать в руках инструмент. По воспоминаниям ветеранов строительства, сварку труб вели круглые сутки, а чтобы не нарушать светомаскировку, накрывали работавших сварщиков брезентовым тентом.

Из воспоминаний мы узнаем те факты, которые в отчетах, как правило, не фигурировали. Участница строительства Эльза Соловьева вспоминала: «Асбоцементные трубы на стыках соединялись резиновыми муфтами. А резиновые кольца для уплотнения муфт на морозе быстро твердеют, и натянуть муфту невероятно трудно. Мы стали закладывать кольца под телогрейки, теплом собственного тела согревали резину, чтобы вернуть ей эластичность».

Техники не хватало, и огромный объем работ выполнялся вручную. Читаем в годовом отчете за 1943 год: «Для очистки труб перед нанесением на них изоляции имелись 4 трубоочистительные машины, но использование их затруднено в связи с отсутствием крана для их перемещения. При общем весе машины 1800 кг вручную переставлять трудно, потому на участке между 118 и 139-м километрами очистка производилась вручную, причем качество было не ниже, чем требовалось по техническим условиям»
«Восемь десятилетий — это огромный путь. За эти годы многое поменялось: и производственные показатели, и оборудование. Но при этом есть вещи, которые остаются неизменными — готовность к выполнению самых разных задач, которые ставит перед нами ПАО „Газпром“, ответственное отношение к работе и ощущение единства в нашем пятитысячном коллективе».
Владимир Субботин, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Самара»
Уверенность в возможности строительства газопроводов

Первой газ получила Безымянская ТЭЦ в Куйбышеве. 17 сентября 1943 года она приступила к сжиганию газа, который постепенно начал заменять уголь и мазут. В сентябре 43-го доля газа в топливном балансе ТЭЦ составляла 9%, а в июне 1944-го — уже 52%. Главный инженер Безымянской ТЭЦ Бондаренко указывал на следующие преимущества: «Использование газа резко повышает надежность и безаварийность работы котлов, улучшает санитарные условия труда, уменьшает износ оборудования, уменьшает расход электроэнергии на собственные нужды».

В сентябре 1943 года газ получили свыше 50 предприятий, в том числе ведущие авиационные заводы № 1 и 18, производившие штурмовики ИЛ-2. К январю 1945 года были газифицированы около сотни заводов. Академик Юлий Боксерман в своей статье «Первенец газовой индустрии» писал следующее: «Помню, как радовались пуску газопровода авиаконструктор Ильюшин и многие другие. Крупный промышленный оборонный комплекс получил замечательное топливо, которое поступало по подземной магистрали без какихлибо перебоев. Сооружение газопровода Бугуруслан — Куйбышев имело исключительно важное значение не только потому, что обеспечивало топливом крупнейший промышленный район. Появилась уверенность в возможности строить магистральные газопроводы».
80 лет пути

Диаметр — 300 мм, протяженность — 160 км, производительность — 200 млн кубометров в год. С таких показателей предприятие начинало. Сегодня протяженность эксплуатируемых участков газопроводов исчисляется в тысячах километров, а транспорт газа — в миллиардах кубометров. Все 80 лет истории «Газпром трансгаз Самара» — время постоянных изменений и роста.

Территория ответственности наиболее значительно приросла в 1969-м, когда к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина в Ульяновскую область пришел трубопроводный газ. С трубами диаметром 1420 мм — почти в человеческий рост — начали работать в 80-е, когда построили Новопсковский коридор — газопроводы «Уренгой — Петровск», «Челябинск — Петровск», «Уренгой — Новопсков».

С 80-х годов и по сей день предприятие является одной из площадок для испытаний нового оборудования. Из недавнего — успешные межведомственные испытания системы электрического запуска «Шторм ЭСТ-250», предназначенной для газоперекачивающих агрегатов, в составе которых используются двигатели НК-14СТ производства ПАО «ОДК-Кузнецов».

«Восемь десятилетий — это огромный путь, — говорит генеральный директор ООО „Газпром трансгаз Самара“ Владимир Субботин. — За эти годы многое поменялось: и производственные показатели, и оборудование. Но при этом есть вещи, которые остаются неизменными — готовность к выполнению самых разных задач, которые ставит перед нами ПАО „Газпром“, ответственное отношение к работе и ощущение единства в нашем пятитысячном коллективе».


Материалы подготовлены пресс-службой предприятия