НАДЗОР. ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Анатолий Пыкин:
«500 правовых актов необходимо сегодня знать
и применять работодателям...»

О реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства в Республике Бурятия
рассказывает
руководитель Государственной инспекции труда – главный государственный инспектор труда в Республике Бурятия Анатолий ПЫКИН.
5 июня 2015 года Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015–2020 годы). Основным приоритетом Концепции является совершенствование контрольно-надзорной деятельности территориальных органов Роструда, включая новые формы и методы контроля, изменение собственно принципов работы инспекции труда, профилактику нарушений и публичную отчетность по правоприменительной практике. В 2017 году должностными лицами Государственной инспекции труда в Республике Бурятия реализовывались на практике профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается государственными инспекторами труда при осуществлении мероприятий по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства. Так, например, за 2017 год территориальным органом Роструда на Едином портале государственных и муниципальных услуг
и в МФЦ в 1 696 случаях оказана государственная услуга по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства. Проведено 263 совещания и семинара с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (печатные СМИ, радио, телевидение, семинары, тематические мероприятия и т.д.). Опубликовано 396 публикаций в средствах массовой информации, включая 36 выступлений на радио и телевидении. В целом по итогам года нашим гражданам было оказано 6 053 консультации. Указанные мероприятия в значительной мере позволили снять проблему неопределенности надзора для работников и работодателей, внесли ясность относительно перечня критериев или стандартов, которым должны соответствовать условия труда на предприятиях (в организациях) и в соответствии
с которыми будет осуществляться проверка. Согласитесь, что как бы мы ни хотели упростить сферу трудовых отношений, практически 500 правовых актов, содержащих обязательные требования, необходимо сегодня знать и применять работодателям, ведь их соблюдение и будет оцениваться при проведении надзорных мероприятий в 2018 году (приказ Рос труда от 30.12.2016 года № 538
с изменениями и дополнениями). Во многом полезными такие обозначенные критерии и порядок проведения проверок стали для представителей органов государственной власти региона, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства. В рамках проведенных рабочих встреч с профсоюзами Республики Бурятия
и достигнутых договоренностей есть все основания полагать, что фактически такую же работу будут проводить в 2018 году и правовые инспекции профсоюзов.
В 2017–2018 гг. инспекцией были проведены четыре публичных обсуждения правоприменительной практики. До сведения работодателей в обязательном порядке на системной основе доводилась информация о принятых нормативных актах, а также
о складывающейся судебной практике в сфере труда. В ходе публичных мероприятий каждым должностным лицом инспекции труда в обязательном порядке демонстрировалась работа в системе интерактивных сервисов «Онлайнинспекция.рф», осуществлялась реальная показательная самопроверка при помощи сервиса «Электронный инспектор», а также порядок применения «107 проверочных листов» в 2018 году. Новшеством этого года стало мобильное приложение
«Я – инспектор», которое позволяет фактически любому гражданину, зафиксировавшему угрозу для жизни и здоровья работников на строительной площадке с помощью мобильного телефона, сообщить об этом в государственную инспекцию труда. К таким обращениям граждан достаточно только прикрепить фотографии нарушений (например, отсутствие у работников касок, проведение работ на высоте без страховки, наличие неогороженных участков строительных площадок и т.д.) и информационного щита застройщика. Следует отметить, что названный выше электронный сервис «Электронный инспектор» является востребованным у работодателей и граждан. Отмечается динамика роста пройденных самопроверок. Сервис обеспечивает определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства не только за счет их доступности и актуальности,
но и за счет разъяснения требований, которые предъявляются инспекторами в ходе проверок,
и понимания пользователями технологии инспекторской работы. Несколько жаль, но приходится констатировать: опросы участников проводимых публичных мероприятий в 2017 году показали,
что большинство работодателей нашего региона не вели направленной работы на указанных выше электронных ресурсах Роструда (в большинстве случаев ответственные работники организаций самостоятельно принимали решение о прохождении самопроверки, при этом собственно руководители организаций не проявляли явного интереса к таким ресурсам).
Отмечается динамика роста пройденных самопроверок
Обозначенные Концепцией позиции внутреннего аудита и контроля за соблюдением трудового законодательства прослеживались только в отношении представителей крупных холдинговых компаний (к сожалению, у значительного числа работодателей нашего региона эти институты не развиты или отсутствуют как таковые). В 2017 году Рострудом в целях экспериментального изучения возможностей внедрения в практическую деятельность работодателей системы добровольного внутреннего контроля в 65 субъектах Российской Федерации проводилась апробация данной системы. В числе пилотных хозяйствующих субъектов, участвующих в первом этапе апробации (всего 223 работодателя), АО «Разрез Тугнуйский». Отчетные материалы о ходе
и результатах апробации системы добровольного внутреннего контроля в АО «Разрез Тугнуйский»
направлены в Роструд. Для многих наших региональных работодателей результаты данной апробации будут интересными и актуальными, поскольку практически можно будет увидеть затраты на собственно проведение мероприятий по самоконтролю и затраты на превентивные меры по предупреждению возникновения рисков причинения вреда вследствие нарушений требований трудового законодательства. В ходе публичных мероприятий территориального органа Роструда
в 2018 году данная информация будет использована с целью пропагандирования результатов пилотного внедрения. В 2017 году в административной практике территориального органа Роструда значительно увеличилось число административных наказаний в виде предупреждения. Отношение показателей текущего отчетного периода к предыдущему составило 164% (или в числовом выражении 211 к 346). Необходимо отметить и тот факт, что в 2017 году наряду с применением административных наказаний в виде предупреждения сложилась определенная практика и по применению собственно административных наказаний в виде штрафа. Так, например, за 2017 год сумма наложенных административных штрафов уменьшилась на 22% и составила соответственно
25 618 тыс. рублей в 2016 году и 20 144,31 тыс. рублей в 2017 году. За 2017 год в отношении виновных лиц вынесено 971 административное наказание в виде штрафа, 346 – в виде предупреждения (143 юридических лица, 41 индивидуальный предприниматель, 162 должностных лица).
Вместе с тем, несмотря на принимаемые надзорным органом меры предупредительного, профилактического характера, а также применение административных наказаний в виде штрафа
с учетом смягчающих положений КоАП РФ, существенно не изменилась мотивация работодателей
к соблюдению требований трудового законодательства, и прежде всего в сфере прав граждан
на безопасные условия труда. Уровень производственного травматизма в 2017 году не изменился
по отношению к аналогичному периоду 2016 года. Вместе с тем рост смертельного травматизма составил 11,2%, рост травматизма с тяжелым исходом – 6,9%. За период январь–ноябрь 2017 года количество работников, права которых восстановлены в результате выданных работодателям предписаний, составило 34 482 (в 2016 году – 31 832 работника). Надо отметить, что защита прав граждан осуществлялась не только с применением административного карающего ресурса,
но и во взаимодействии с региональными органами власти, профсоюзами. Время показало, что упор на силовую составляющую и, как следствие, ужесточение наказаний или ныне практикуемая позиция «смягчения наказаний» за отдельные нарушения в сфере труда – это не выход. Подход и решение проблем в сфере труда должен быть только комплексным. Со стороны надзорного органа должны быть профилактика и высококлассные специалисты, со стороны уполномоченных органов социального партнерства (органы власти, профсоюзы, объединения работодателей) – серьезная открытая работа с бизнес-сообществом, в том числе направленная на воспитание нерадивых руководителей организаций.
Весьма серьезным испытанием 2017 год стал и для первичного звена территориальных органов – государственных инспекторов труда. В текущем году Роструд создал Единую информационную систему и ввел видеоэкзамены для уполномоченных на осуществление федерального надзора должностных лиц. Внедрена система показателей эффективности работы
и автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью. Обозначенный комплекс ключевых показателей эффективности обеспечивает соотнесение итогов работы государственных инспекторов труда с установленными показателями персональной профессиональной деятельности и с требуемыми результатами для государственной инспекции труда в целом. Получаемая в ходе данного процесса оценка является одним из базовых источников для построения рейтинга территориальных органов и должностных лиц. Нормирование работы государственного инспектора труда привело к работе механизмов их стимулирования. И это тоже дает свои положительные результаты – должностные лица Государственной инспекции труда
в Республике Бурятия ежегодно признаются или победителями, или призерами конкурса «Лучший по профессии в системе федеральной инспекции труда». В 2017 году начата практическая работа по планированию и проведению контрольно-надзорных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода. Планирующие документы на 2018 год были отработаны с органами прокуратуры, во взаимодействии с другими надзорными органами. Вместе с тем анализ планов работы инспекции труда, а также обращений граждан, лежащих в основе внеплановых проверок, позволяет сделать вывод, что в 2018 году гипотетически сохранится низкий охват проверочными мероприятиями подконтрольных субъектов и, соответственно, сохранится проблема определенной невозможности в должной степени обеспечить контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Первые два месяца работы в 2018 году показали, что пять работодателей региона категории умеренного риска в установленном законом порядке заявили о принадлежности к малому бизнесу и были исключены из Плана проверок на 2018 год. Необходимо отметить, что План плановых проверок на 2018 год был впервые сформирован Рострудом с применением риск-ориентированного подхода в централизованном порядке для всех территориальных органов. Заявлений работодателей региона об изменении присвоенной ранее категории риска в инспекцию труда не поступало. Как видим, в 2017 году решение задач, связанных с повышением эффективности деятельности территориального органа Роструда, потребовало развития системы оценки эффективности деятельности государственных инспекторов труда, развития кадрового потенциала, оптимизации административных процессов осуществления надзорной деятельности, серьезной работы
в автоматизированной системе управления надзорной деятельностью.