Обозначенные Концепцией позиции внутреннего аудита и контроля за соблюдением трудового законодательства прослеживались только в отношении представителей крупных холдинговых компаний (к сожалению, у значительного числа работодателей нашего региона эти институты не развиты или отсутствуют как таковые). В 2017 году Рострудом в целях экспериментального изучения возможностей внедрения в практическую деятельность работодателей системы добровольного внутреннего контроля в 65 субъектах Российской Федерации проводилась апробация данной системы. В числе пилотных хозяйствующих субъектов, участвующих в первом этапе апробации (всего 223 работодателя), АО «Разрез Тугнуйский». Отчетные материалы о ходе
и результатах апробации системы добровольного внутреннего контроля в АО «Разрез Тугнуйский»
направлены в Роструд. Для многих наших региональных работодателей результаты данной апробации будут интересными и актуальными, поскольку практически можно будет увидеть затраты на собственно проведение мероприятий по самоконтролю и затраты на превентивные меры по предупреждению возникновения рисков причинения вреда вследствие нарушений требований трудового законодательства. В ходе публичных мероприятий территориального органа Роструда
в 2018 году данная информация будет использована с целью пропагандирования результатов пилотного внедрения. В 2017 году в административной практике территориального органа Роструда значительно увеличилось число административных наказаний в виде предупреждения. Отношение показателей текущего отчетного периода к предыдущему составило 164% (или в числовом выражении 211 к 346). Необходимо отметить и тот факт, что в 2017 году наряду с применением административных наказаний в виде предупреждения сложилась определенная практика и по применению собственно административных наказаний в виде штрафа. Так, например, за 2017 год сумма наложенных административных штрафов уменьшилась на 22% и составила соответственно
25 618 тыс. рублей в 2016 году и 20 144,31 тыс. рублей в 2017 году. За 2017 год в отношении виновных лиц вынесено 971 административное наказание в виде штрафа, 346 – в виде предупреждения (143 юридических лица, 41 индивидуальный предприниматель, 162 должностных лица).
Вместе с тем, несмотря на принимаемые надзорным органом меры предупредительного, профилактического характера, а также применение административных наказаний в виде штрафа
с учетом смягчающих положений КоАП РФ, существенно не изменилась мотивация работодателей
к соблюдению требований трудового законодательства, и прежде всего в сфере прав граждан
на безопасные условия труда. Уровень производственного травматизма в 2017 году не изменился
по отношению к аналогичному периоду 2016 года. Вместе с тем рост смертельного травматизма составил 11,2%, рост травматизма с тяжелым исходом – 6,9%. За период январь–ноябрь 2017 года количество работников, права которых восстановлены в результате выданных работодателям предписаний, составило 34 482 (в 2016 году – 31 832 работника). Надо отметить, что защита прав граждан осуществлялась не только с применением административного карающего ресурса,
но и во взаимодействии с региональными органами власти, профсоюзами. Время показало, что упор на силовую составляющую и, как следствие, ужесточение наказаний или ныне практикуемая позиция «смягчения наказаний» за отдельные нарушения в сфере труда – это не выход. Подход и решение проблем в сфере труда должен быть только комплексным. Со стороны надзорного органа должны быть профилактика и высококлассные специалисты, со стороны уполномоченных органов социального партнерства (органы власти, профсоюзы, объединения работодателей) – серьезная открытая работа с бизнес-сообществом, в том числе направленная на воспитание нерадивых руководителей организаций.