По итогам 2016 года отчеты в Приволжское управление Ростехнадзора предоставлены от 2 862 организаций из 3 496 обязанных их предоставить.
Не предоставившие отчет в основном предприятия с объектами 4-го класса опасности, плановые проверки на которых не проводятся. Следует заметить, что к организациям, которые относятся
к субъектам среднего и малого бизнеса, а это в основном и есть организации, эксплуатирующие объекты 4 класса опасности, меры административного воздействия в соответствии с действующим КоАП РФ заменены на предупреждения. И это не стимулирует организации к исполнению требований законодательства.
В соответствии с Приказом Ростехнадзора № 25 в составе отчета о ПК должны быть представлены данные, позволяющие объективно оценить состояние промышленной безопасности на предприятии.
Однако анализ предоставленных отчетов по ПК указывает на абсолютный формализм при
их заполнении: многие графы или не заполнены, или показатели не соответствуют запрашиваемым. Значит необходимо максимально автоматизировать его формирование, передачу
в Ростехнадзор и его анализ.
Кроме того, удельный вес выявляемых нарушений, приходящийся на одного инспектора,
в разы больше, чем выявляют сотрудники Служб производственного контроля. При этом предприятиями абсолютно не учитываются нарушения, выявленные ранее Ростехнадзором
на аналогичных объектах. Хотя, в силу требований законодательства проверки предприятий проводятся с их заблаговременным оповещением – нет внезапности. Инспекторский состав приступает к проведению проверочных мероприятий, когда службы производственного контроля проверяемого предприятия должны уже были сделать все для устранения нарушений.
Тем не менее наблюдается рост выявляемых нами нарушений. По сравнению с прошлым годом по ряду предприятий увеличение произошло в 2-3 раза и более. Хотя в 90 % случаев нарушения эти повторяющиеся, т. е. носят системный характер и свидетельствуют о недостаточной работе служб производственного контроля. Нарушений таких стало на две трети больше прежде всего из-за отсутствия контроля за состоянием технических устройств.
Например, проведенные работниками Ростехнадзора проверки показали, что в ФКП «КГКПЗ», допустившей в 2016-2017 гг. наибольшее количество аварий, производственный контроль осуществляется формально. Обследования, осуществляемые работниками служб производственного контроля, носят поверхностный характер. Приведу цифры, которые хорошо характеризуют качественную сторону производственного контроля.
Служба производственного контроля в 2016 году провела 1 975 целевых проверок, выявила 3 730 нарушений, что составляет 1,88 нарушения на одну проверку.
В тоже время государственными инспекторами Приволжского управления Ростехнадзора за этот же период было проведено 7 проверок и выявлено 325 нарушений требований ПБ, что составляет
46 нарушений на одну проверку. Сравнение не в пользу службы производственного контроля ФКП «КГКПЗ» и свидетельствует о его недостаточной эффективности.
По отчетам видно и нежелание предприятий в полном объеме указывать технические устройства ОПО и их состояние. А сведения, которые отображены в отчетах, не дают исчерпывающей информации, позволяющей прежде всего предприятию осуществлять мониторинг за опасными производственными объектами. Все это свидетельствует не только о формальном подходе к заполнению отчета, но и об отсутствии должного обслуживания технологического оборудования,
а это уже предпосылки к потенциальным авариям.
Как показали проверки, 57% нарушений требований промышленной безопасности связано с несоблюдением правил при эксплуатации технологического оборудования, трубопроводов, 15% –
с отсутствием оснащения опасных производственных объектов приборами и системами контроля
за производственными процессами, уровнем готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, а также с нарушениями при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации ОПО и обусловлены плохой организацией
и осуществлением производственного контроля.
Практически при каждой проверке мы участвуем в проводимых организацией учебно- тренировочных занятиях. Так вот результаты этих мероприятий неутешительные и чаще оцениваются как неудовлетворительные. Основная причина – низкая эффективность действий штатных и нештатных формирований, а это в свою очередь связано:
– с незнанием в полном объеме членами нештатных аварийно-спасательных формирований порядка своих основных действий;
– с недостаточностью физической подготовки персонала предприятия, включенного в состав нештатных аварийно-спасательных формирований;
– с отсутствием контроля за состоянием аварийно-спасательного оснащения;
– с отсутствием взаимодействия между штатными и нештатными формированиями, что также свидетельствует о недостаточном уровне производственного контроля на предприятиях и его формализме.