Инженеры 4.0
В 2009 году первым среди технических вузов России Томский политехнический получил статус Национального исследовательского университета. Спустя четыре года по итогам федерального конкурса вошел в проект «5-100», став одним из 20 российских университетов, получивших масштабную господдержку для продвижения в мировые топ-100.
Участие в проекте, необходимость эффективно отвечать на запросы общества и индустрии, которые стоят сегодня перед российской высшей школой, потребовали серьезного переформатирования образовательного процесса. На смену традиционным факультетам пришли инженерные школы,
за последние 5 лет были разработаны и внедрены около 60 новых программ бакалавриата
и магистратуры, в том числе 9 на английском языке. Кроме того, университет реализует программы академической мобильности с 90 вузами-партнерами из 25 стран мира. Среди них, например, единственная в России программа двойного диплома, реализуемая совместно со всемирно известным нефтегазовым университетом Heriot-Watt.
Первые два курса все студенты ТПУ учатся в Школе базовой инженерной подготовки, получая фундаментальные знания по физике, математике, механике, информатике, а затем на эту базу накладываются персональные междисциплинарные образовательные траектории. Они позволяют дать студенту не только знания по выбранной специальности, но и навыки инженерного предпринимательства, построения бизнеспроцессов, на высоком уровне освоить цифровые технологии.
– Скорость прогресса сегодня такова, что, пока мы обучаем студента конкретной узкой специальности, эта специальность и изучаемые технологии уже могут исчезнуть с рынка. В таких реалиях наша основная миссия заключается в том, чтобы обеспечить потребности индустрии
в специалистах, имеющих совершенно особый образ мышления, способных быстро меняться, анализировать информацию, оперативно принимать, возможно, незаурядные решения, понимающих, как те или иные варианты решения повлияют на экономику предприятия. Современный инженер должен уметь видеть полный жизненный цикл технологии или разработки,
от замысла до ликвидации, понимать принципы управления этим циклом. Все большее значение приобретают и soft skills – умение работать в команде, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект. Почти все наши междисциплинарные программы разработаны совместно
со стратегическими партнерами, в числе которых государственные корпорации, крупнейшие промышленные холдинги, ведущие исследовательские организации, причем не только России,
но и мира. Это позволяет держать руку на пульсе и оперативно реагировать на изменение запросов индустрии и рынка, и даже опережать их, – говорит врио ректора НИ ТПУ Андрей Яковлев.
Сегодня ТПУ реализует более 20 уникальных сетевых междисциплинарных магистерских программ,
в рамках которых выпускники добирают компетенции- «кирпичики» у научно-образовательных и индустриальных партнеров в Томске, России и мире. Например, по медицине программы подготовки реализуются в партнерстве с Сибирским государственным медицинским университетом и Томским национальным исследовательским медицинским центром, по космическим технологиям –
в партнерстве с предприятиями госкорпорации «Роскосмос», по физике высокоэнергетических процессов и массивам больших данных – в коллаборации с ЦЕРНом.
Вуз является опорным для Росатома, Газпрома, входит в программы инновационного развития
17 госкорпораций. Вполне закономерно, что предприятия, непосредственно задействованные в подготовке специалистов, буквально «расхватывают» выпускников. Ежегодно в среднем на каждого выпускника ТПУ приходится две заявки от потенциальных работодателей, а по некоторым специальностям, таким как ядерная медицина, промышленная томография, космическое материаловедение, биомедицинская инженерия, число предложений о трудоустройстве доходит
до 7–8!
Сегодня в ТПУ обучаются свыше 12 000 студентов, в том числе свыше 3 000 иностранных из 40 стран мира. Учитывая высокое качество образования, актуальность направлений подготовки, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации выделило вузу на 2021/22 учебный год еще
786 дополнительных бюджетных мест.