– Вопрос, который всех волнует – это вопрос свалок. Что происходит в Балашихе? Когда все-таки будут завершены работы по рекультивации и насколько масштабна эта проблема по стране?
– Да, действительно, вопрос очень актуальный. Ежегодно всеми природоохранными органами — я имею в виду не только федеральный уровень, но и региональный, и муниципальный — выявляется по стране порядка 20 тысяч свалок. Количество их, надо сказать, кардинально не снижается, несмотря на принимаемые в рамках надзора мероприятия.
Тем не менее, сейчас предпринимаются достаточно широкие шаги для того, чтобы ситуацию кардинально поменять: изменилось законодательство в сфере обращения с отходами, введена, расширена ответственность производителей по отдельным видам продукции, которую они обязаны утилизировать и многое, многое другое. Усиливаются и надзорные мероприятия.
Понимаем, что наиболее эффективно эти мероприятия могут быть организованы только во взаимодействии с жителями, на чьей территории та или иная свалка находится. Поэтому мы под эгидой министерства природных ресурсов и экологии пока в пилотном режиме запустили интерактивный проект «Наша природа».
Речь идет о том, что каждый житель нашей страны, будь то крупного мегаполиса или какого-то небольшого населенного пункта, может открыто заявить о зафиксированной им той или иной свалке, навале мусора. И принципиально важным является то, что снять с контроля эту заявку можно только после того, как человек, подавший ее, подтвердит, что вопрос действительно решен.
Мы изучили опыт регионов РФ. Сегодня в той или иной степени эта проблема решена в порядка 25-28 регионах: это и республика Татарстан, это и Москва, Московская область активно внедряет такие системы. И было принято решение о создании единой системы по всей стране. Пока в пилотном режиме мы выбрали в каждом федеральном округе по одному субъекту для отработки системы.
Если говорить о Дальнем Востоке, то здесь самую активную работу провела республика Саха (Якутия). Мы в самое ближайшее время приступаем к внедрению там этой системы в пилотном режиме. Мы уже активно развиваем ее в Ленинградской области, в Волгоградской области, на Байкале – в Иркутске и в Бурятии. И хотим с 2018 года запустить эту систему вообще по всей стране.
Кроме того, у нас с этого года законодательно предусмотрено внедрение института общественных экологических инспекторов. Мы отрабатываем критерии этих граждан, чтобы это были действительно люди, которые руководствуются желанием наведения порядка, а не какими-то иными целями, потому что допускаем, что и такое тоже возможно. Но порождать еще каких-то дополнительных нарушителей не хочется. Думаем, что к концу года мы сформируем достаточно серьезную в хорошем смысле слова «армию» активных граждан, которые готовы и хотят этим заниматься.
– Ну а конкретно по Балашихе назывались сроки: рекультивация свалки должна завершиться в октябре. Насколько эти сроки выдержаны?
– Эти вопросы в компетенции Московской области во взаимодействии с министерством природных ресурсов и экологии. Задача федеральной службы по надзору в сфере природопользования – обеспечить контроль за ситуацией, которая есть сегодня, и за тем, как по факту будут проведены эти рекультивационные работы.
– Возможны ли в ближайшее время аналогичные решения о рекультивации, закрытии других крупных свалок?
– Министерство природных ресурсов и экологии активно занимается реализацией проектов по ранее накопленному экологическому ущербу – это так называемые брошенные объекты, которые не имеют даже собственников. Эти мероприятия дорогостоящие, там миллиардные суммы, и в одночасье, конечно, этого не сделаешь.
А наша задача сегодня – чтобы те объекты, которые официально эксплуатируются, официально получили лицензию, выдаваемую, в том числе и нашими территориальными органами, которые сегодня официально включены в государственный реестр объектов размещения отходов, должны не только де-юре соответствовать установленным требованиям, но и де-факто. Мы будем этим объектам уделять особое внимание.
Мы прокатегорировали все предприятия, все юридические лица в нашей стране как объекты негативного воздействия и проранжировали их по степени их риска. Это шесть категорий потенциально опасного риска. В зависимости от того, в какой категории объект окажется, к нему будет применяться соответствующая степень надзорных мероприятий. Объект наибольшей опасности, мы предполагаем, что будем ежегодно проверять, а объекты пятой категории – наименее опасные – будут проверяться либо раз в пять лет, либо вообще будут освобождены от проверок. Более того, у предприятия будет возможность из категории в категорию переходить: если в рамках проверок мы видим, что нет нарушений, если объект не превышает показаний по выбросам, по сбросам, по объемам размещенных отходов, тогда он имеет все основания для более щадящего режима контроля.
Так вот, мы полагаем, что все объекты размещения отходов должны входить в повышенную группу риска. То есть это долг наш постоянный – тотальный контроль таких объектов. Мы здесь видим большие потенциальные риски, потому что эти объекты, как правило, имеют близость к населенному пункту, имеют достаточно серьезное негативное воздействие, в том числе и эстетически. Мы полагаем, что к этим объектам у нас должно быть большое внимание.