В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Согласно статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан проинформировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
В целях реализации указанных норм Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 года в Российской Федерации введен единый универсальный правовой институт оценки условий труда на рабочих местах – специальная оценка условий труда. Принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ).
Принят также Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»,которым внесены соответствующие поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Принято более 30 подзаконных нормативных правовых актов для реализации положений указанных федеральных законов, в том числе Методика проведения специальной оценки условий труда, классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, утвержденная приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н.
Таким образом, в 2014 году в Российской Федерации создан законодательный механизм стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах, а также к созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда.
Одновременно сформирован законодательный механизм дифференцированного подхода к предоставлению гарантий и компенсаций за работу с вредными (опасными) условиями труда в зависимости от класса условий труда на рабочих местах.
Таким образом, организации, проводящие специальную оценку условий, осуществляют социально значимую функцию в Российской Федерации, так как по результатам проведения специальной оценки условий труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 426-ФЗ, в том числе осуществляются юридически значимые действия:
- установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
- установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.