реформа кнд
Сергей Меняйло:
«Необходимо пересмотреть правовую базу контрольно-надзорной деятельности...»
О роли контрольно-надзорных органов в социально-экономическом развитии регионов и о том, как аппарат полпредства в СФО координирует работу контрольно-надзорных органов, работающих на территории округа,
в интервью нашему изданию рассказал полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей МЕНЯЙЛО.
— Контрольно-надзорная деятельность – важнейшее направление работы органов государственной власти и управления. Более 60 органов исполнительной власти осуществляют проверку соблюдения российского законодательства в различных сферах – промышленном производстве, сельском хозяйстве, охране труда, медицине и образовании, наконец, частной жизни наших граждан. Безусловно, без строгого соблюдения законов, норм и правил никакое развитие невозможно. Беззаконие – это анархия и хаос. Какое тут может быть развитие?

В своем послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин сказал, что нам нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства. Необходимо серьезно пересмотреть правовую базу контрольно-надзорной деятельности. Более того, надо пойти на более радикальные шаги – с 1 января 2021 года прекратить действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственные региональные приказы, письма и инструкции. Это все делается для того, чтобы обеспечить рост экономики. Одним из механизмов решения этой задачи является снижение административного давления на бизнес со стороны контрольных и надзорных органов всех уровней власти.

Что касается координации работы контрольно-надзорных органов, это одна из основных функций полномочных представителей Президента России в федеральных округах, особенно в части организации контроля за исполнением во вверенном им округе решений федеральных органов государственной власти.

— Как Вы можете охарактеризовать состояние промышленной, экологической безопасности?
— К сожалению, сегодня состояние окружающей среды на территории Сибирского федерального округа, где сосредоточена большая часть производственных мощностей страны, оценивается как неблагополучное.

В состав округа входят регионы с плохой экологической ситуацией – Красноярский край, Иркутская, Кемеровская, Омская области. На это есть объективные причины – здесь расположены ведущие в стране предприятия цветной металлургии, теплоэнергетики, целлюлозно-бумажной промышленности. Наличие таких производств неизбежно приводит к выбросам веществ, загрязняющих воздух, воду и почву.

Усугубляет ситуацию и то, что территории расположены в зоне повышенного природного потенциала загрязнения атмосфер. Здесь часто бывает безветренная погода, что затрудняет рассеивание вредных веществ и способствует их накоплению в атмосфере.

Например, рассеивающая способность атмосферы в Восточной Сибири в 2 раза ниже, чем в Европейской части России. Этот фактор раньше не учитывался при размещении предприятий, формировании территориально-производственных комплексов.

Норильск и Красноярск в последние годы являются лидерами экологических антирейтингов. В то же время в этих городах предпринимаются действия по улучшению ситуации. Так, в Норильске в сентябре прошлого года запущен «Серный проект», который предусматривает модернизацию производственных мощностей Надеждинского металлургического завода и Медного завода – двух предприятий компании «Норильский никель». В перспективе ожидается кардинальное снижение выброса в атмосферу диоксида серы – на 75% меньше к уровню 2015 года.

В Красноярске основными источниками загрязнения атмосферы являются транспорт, предприятия компании «РУСАЛ Красноярск» и Сибирской генерирующей компании, а также печное отопление.

В декабре 2018 года Правительством России утверждены комплексные планы по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Красноярске и Норильске. Реализация мероприятий плана для Красноярска позволит снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 22,3% к 2024 году.

Сегодня, согласно данным Росгидромета, наблюдается тенденция снижения уровня загрязнения воздуха в этих городах, что обусловлено модернизацией производств, установкой и заменой газоочистного оборудования, а также закрытием ряда производств с устаревшими технологиями на крупных предприятиях энергетики, металлургии, добывающей и химической промышленности округа. Кроме этого, общественный транспорт переводится на газ, жилые дома частного сектора подключаются к газоснабжению.

В Новокузнецке, например, снизилась концентрация оксида азота, формальдегида и диоксида азота. В Омске отмечается снижение концентрации в атмосфере сероводорода и сероуглерода.

В зоне нашего особого внимания находится состояние Байкальской природной территории и озера Байкал, где основным источником загрязнения являются предприятия ЖКХ и промышленности. Решая экологические проблемы в этом уникальном природном регионе, мы должны сохранять баланс интересов экологии и экономики, обеспечить социально-экономическое развитие, учитывая потребности населения.

Должен сказать, что во всех субъектах Федерации округа принимаются дополнительные меры по совершенствованию рационального природопользования, развитию институциональных и экономических механизмов, стимулирующих смягчение негативного воздействия на климат и среду обитания. Развивается государственно-частное партнерство в экологической сфере, проводится работа по экологическому воспитанию граждан, по повышению уровня экологического сознания и культуры.

— А какова ситуация с охраной труда на предприятиях округа?
— Благодаря мерам, принимаемым на предприятиях и в организациях Сибирского федерального округа, отмечается повышение уровня безопасности и улучшений условий труда. За последние 10 лет численность пострадавших при несчастных случаях на производстве сократилась в 2,5 раза, численность пострадавших со смертельным исходом – почти в 4 раза. На 13% снизилось количество граждан, у которых выявляются профессиональные заболевания. При этом затраты на мероприятия по улучшению условий и охрану труда в округе выросли более чем в 2 раза.
Координация работы контрольно-надзорных органов – это одна из основных функций полномочных представителей Президента
в федеральных округах
— Сергей Михайлович, в обсуждении каких наиболее острых вопросов деятельности надзорных органов Вам приходилось принимать участие?
— Сейчас одна из самых «горячих» тем – старт с 1 января 2019 года новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, цель которой – ликвидация несанкционированных свалок в границах городов, создание современной отрасли переработки отходов и бережное отношение к природным ресурсам.

Мы во взаимодействии с территориальными органами Росприроднадзора, Россельхознадзора, органами Федеральной антимонопольной службы и прокуратуры неоднократно рассматривали вопрос практической реализации в субъектах Федерации округа законодательства об отходах. Нужно было выявить проблемы, требующие незамедлительного решения как на федеральном, так и на региональном уровнях. Мы обсуждали вопросы, касающиеся разработки и актуализации территориальных схем обращения с отходами, совершенствования работы региональных операторов, особенностей тарифного регулирования, развития индустрии переработки твердых коммунальных отходов и использования их в качестве вторичного материального ресурса.

В настоящее время отрасль переработки твердых коммунальных отходов в Сибирском федеральном округе развита недостаточно и остро нуждается в инвестициях. Существующая инфраструктура по утилизации ТБО не позволяет кардинально изменить ситуацию – уменьшить количество образующихся отходов и вовлечь их в хозяйственных оборот.

Для создания полноценной эффективной отрасли переработки органам власти регионов необходимо выработать комплекс мер, определиться с источниками финансирования.

Все эти вопросы мы держим в поле зрения, обращаем особое внимание руководителей органов исполнительной власти регионов на усиление разъяснительной работы с населением о важности и необходимости проводимой реформы, в том числе о раздельном сборе мусора.
Как Вы оцениваете уровень межведомственного взаимодействия на территории округа в части обеспечения безопасности жизнедеятельности?
— Я высоко оцениваю взаимодействие по решению этих важных задач. В Сибирском федеральном округе действуют межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах округа и коллегия по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности. В состав этих коллегиальных органов входят главы субъектов Федерации, руководители территориальных органов МЧС России, ФСБ России, МВД России, Росгидромета, Рослесхоза, Ростехнадзора, Росводресурсов и других.

Координация действий в чрезвычайных ситуациях или ситуациях, требующих повышенного внимания правоохранительных органов, например, при обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов в единый день голосования, позволяет минимизировать риски возникновения происшествий или вообще их не допустить. А уж если что-то случилось, максимально быстро устранить последствия.