Охрана труда. комментарий эксперта

Электронный отчет о проведении СОУТ — теперь можно!

Последние два месяца профессиональное сообщество активно обсуждает изменения законодательства о специальной оценке условий труда (далее — СОУТ), вносимые в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ). Часть этих изменений вступила в силу еще 4 августа, часть (в том числе и самое главное новшество) вступит в силу 1 сентября.
Роман Ушаков
заместитель генерального директора по научно-методической работе EcoStandard group
Испециалисты по охране труда организаций-работодателей, и организации, проводящие специальную оценку условий труда (экспертные организации), сходятся на том, что этим «самым главным новшеством» является право на составление и подписание отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее — Отчет) в электронном виде. При этом данная возможность представлена в качестве альтернативы оформлению Отчета на бумажном носителе.
Почему же данное нововведение, по мнению профессионального сообщества, является самым важным?

До недавнего времени возможность составления отчетной документации о СОУТ в электронном виде не была регламентирована законодательно и даже не упоминалась в нормативных правовых актах (далее — НПА). Таким образом, в вопросе выбора «бумажного» или электронного вариантов оформления Отчета сложилась весьма парадоксальная ситуация. Действующее законодательство не содержит прямых запретов на оформление Отчета в виде электронного документа. Более того, статья 214.2 ТК РФ предоставляет работодателю право вести в электронном виде значительную часть документооборота по охране труда. Однако инертность мышления участников процесса вкупе с отсутствием конкретных норм в законодательных актах препятствовали широкому практическому внедрению цифровых инструментов и открываемых с их помощью возможностей в области оценки условий труда и в сфере охраны труда в целом.

Составление «бумажного» Отчета на протяжении нескольких последних лет выглядело неким анахронизмом на фоне растущего спроса участников рынка СОУТ на более активное внедрение цифровых инструментов. Экспертные организации отмечали, что работодатели (в основном крупные компании, банки и операторы связи) начали проявлять повышенный интерес к составлению и подписанию отчетной документации по СОУТ в электронном виде. Однако позиция Минтруда России по этому вопросу хотя и претерпевала некоторые изменения, в целом была однозначной: «возможность передачи заказчику документов, составляющих отчет о проведении СОУТ, в электронном виде организацией, проводящей СОУТ, в настоящее время не установлена законодательством в качестве результирующей процедуры, свидетельствующей об исполнении такой организацией своих обязательств» (цитата из письма Минтруда России от 19.04.2022 № 15−4/ООГ-892).

При этом, хотя письма Минтруда России и не обладают статусом НПА, к сожалению, как показывает практика, высказываемые в них мнения принимаются органами государственного надзора и контроля в сфере охраны труда, лицами, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, работодателями и самими экспертными организациями без надлежащей критической оценки.

Стоит отметить, что Минтруд России все же осознавал некоторую ненормальность этой ситуации — так, в том же письме от 19.04.2022, помимо прочего, было указано, что ведомством «рассматриваются вопросы, касающиеся возможностей перехода к цифровой модели оформления результатов СОУТ». Очевидно, такое «рассмотрение» и привело к разработке, принятию и вступлению в силу Федерального закона от 24.07.2023 № 381-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 381-ФЗ).
Так что именно изменилось в тексте Закона № 426-ФЗ в части возможности составления Отчета о проведении СОУТ в электронном виде?

Изменения были внесены в ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ. Сравнение новой и старой редакций приведено в таблице 1.
Как видно из анализа текста изменений, теперь законодательство о СОУТ допускает подписание Отчета, составлен-ного в форме электронного документа, усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) или усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП).

УКЭП является самым защищенным видом электронных подписей и законодательно приравнена к собственноручной подписи без каких-либо дополнительных условий. Ключ проверки УКЭП указывается в квалифицированном сертификате (обычно выдается на USB-носителе — «токене»), который можно получить только в аккредитованном удостоверяющем центре. Программное обеспечение для работы с УКЭП должно быть сертифицировано ФСБ России.

УНЭП, в свою очередь, представляет собой две уникальные последовательности символов, связанные между собой: непосредственно ключ электронной подписи (закрытый код) и ключ ее проверки (открытый код). УНЭП позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, и обнаружить факт внесения изменений даже после его подписания.

Основное отличие УНЭП от УКЭП заключается в том, что УКЭП может использоваться во всех имеющихся электронных сервисах без каких-либо ограничений, в то время как УНЭП действительна только в той системе, в которой она создана. Именно это отличие и зафиксировано в измененном тексте ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ в части, относящейся к УНЭП («…сертификат ключа проверки которой создан и используется…»).
Итак, возможность составления Отчета в электронном виде признана официально, и это обстоятельство можно только приветствовать. Однако Закон № 426-ФЗ не разъясняет механизм реализации этой возможности на практике. Предположительно, необходимые корреспондирующие положения будут внесены в Методику проведения СОУТ либо выделены в отдельный НПА. Во время написания статьи (август 2023 года) был направлен запрос в Минтруд на получение информации о разработке или обсуждении таких изменений, однако ответ на него получен не был. Тем не менее есть надежда, что при получении ответа и накоплении правоприменительной практики по изменениям, внесенным в Закон № 426-ФЗ, представится возможность вернуться к их обсуждению.
СЕНТЯБРЬ / 2023