КРЫЛЬЯ РОССИИ: ПАО «ТУПОЛЕВ» – 100 ЛЕТ
Целая эпоха в истории авиации

В октябре 2022 года исполняется 100 лет конструкторскому бюро ПАО «Туполев» – ведущему российскому предприятию в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения ракетоносцев и самолетов специального назначения.
Компания продолжает традиции предприятия, основанного в 1922 году величайшим российским авиаконструктором, ученым и организатором отечественного авиационного производства, который дал имя целому семейству всемирно известных самолетов, Андреем Николаевичем Туполевым.

За свою без малого вековую историю опытно-конструкторским бюро А.Н. Туполева разработано около 300 моделей и модификаций самолетов, из которых более 70 строились серийно. Всего с 1923 года выпущено более 18 000 самолетов марки «Ту», около 1 000 из них поставлено в 20 стран мира. На самолетах «Туполева» установлено более 300 мировых рекордов по дальности, высоте полета и грузоподъемности.

Андрея Николаевича Туполева по праву называют легендой отечественной авиации. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолеты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX и XXI столетиях. Биография Туполева как конструктора берет свое начало в 1909 году, когда он стал членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского и одним из его лучших учеников. Там Туполев участвовал в постройке небольшого планера, на котором в 1910 году сам совершил первый полет.

PRO
ПАО «Туполев» является головным предприятием дивизиона стратегической и специальной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК» под управлением ГК «Ростех»), в котором сосредоточены ключевые составляющие для создания современной и перспективной авиационной техники: конструкторские бюро в Москве, Ульяновске, Самаре и Казани; производственные мощности Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова и уникальная летно-испытательная и доводочная база в Жуковском (Московская область).
В 1920-е годы Туполев начинает серьезную конструкторскую деятельность и создает первый легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. В октябре 1922 года при ЦАГИ была организована Комиссия по постройке цельнометаллических самолетов под председательством Туполева. Это событие стало началом истории будущего всемирно известного ОКБ. В 1924 году свет увидел первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2. Именно Туполеву принадлежала идея делать самолеты из металла. В том, что за металлическими самолетами будущее, он смог убедить и руководство страны, благодаря чему началось их крупносерийное производство. Он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин, тем самым создав перспективное направление развития мирового самолетостроения. Туполев и его коллектив в 1920-х годах создали тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития самолетов как военного, так и гражданского назначения.

До 1936 года были спроектированы и построены около 50 типов самолетов, в том числе тяжелые серийные бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1) и АНТ-6 (ТБ-3). На самолетах «Туполева» советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США.

21 октября 1937 года Туполев был репрессирован, как многие специалисты того времени. Находясь в заключении и занимаясь конструкторской деятельностью в специальном Особом техническом бюро НКВД СССР, впоследствии получившем название «Туполевская шарага», он руководил созданием Ту-2 – одного из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны. Всего на фронтах Великой Отечественной войны были задействованы 11 типов самолетов и торпедных катеров Туполева.

После окончания Великой Отечественной войны под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил. Среди них Ту-95 – самый скоростной и единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Ту-22М – дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Ту-160, или «Белый лебедь», – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжелый боевой авиационный комплекс в мире.

Широко развивалось и гражданское авиастроение. По инициативе Туполева был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных лайнеров в мире. Его появление в Лондоне во второй половине 1950-х годов вызвало настоящий фурор. В 1957 году был разработан первый турбовинтовой межконтинентальный самолет Ту-114. Когда Никита Хрущев прибыл на нем в Америку, то там не смогли найти трап, подходящий по высоте: это были прорывные вещи, на несколько шагов опередившие свое время. Создание семейства пассажирских магистральных реактивных самолетов Ту-124, Ту-134 и Ту-154 способствовало широкому внедрению пассажирских авиационных перевозок в повседневную жизнь страны. Ту-154 стал самым массовым реактивным пассажирским самолетом отечественного производства. Ни один отечественный самолет не перевез столько пассажиров – на Ту-154 летал едва ли не каждый второй житель нашей страны. Всего выпущено более 950 Ту-154 различных модификаций, около 150 из них было экспортировано в 15 стран мира.

В середине 1980-х годов специалисты ОКБ А.Н. Туполева приступили к созданию самолета, работающего на криогенном топливе. На базе пассажирского Ту-154 был построен демонстратор, силовая установка которого работала на жидком водороде, а затем на сжиженном природном газе. 15 апреля 1988 года первый в мире самолет на криогенном топливе Ту-155 совершил первый полет. Всего было совершено 5 успешных полетов на жидком водороде и около 70 на природном газе.

Около 300 мировых рекордов установлено на самолетах «Туполева» по дальности полета и грузоподъемности
Под руководством Андрея Николаевича Туполева был создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, ставший одной из легенд среди технических достижений ХХ века. Ту-144 опередил свое время на десятилетия, его внешний облик и сегодня поражает воображение.

Сегодня в области пассажирских перевозок самолеты Туполева занимают особую нишу. Ту-214 хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях и были выбраны в качестве базовой модели для создания целого ряда самолетов специального назначения. Сейчас перед Россией стоит задача импортозамещения, в том числе и в авиапромышленности. Базой для пассажирских авиаперевозок должны стать отечественные самолеты. Поэтому предприятие увеличивает выпуск среднемагистрального самолета Ту-214. Также основное направление развития предприятия, созданного авиаконструктором Туполевым, в настоящее время связано с укреплением обороноспособности страны. «Туполеву» по-прежнему поручаются проекты государственной важности.

Андрей Николаевич говорил, что хорошо летают только красивые самолеты. И сегодня, спустя 100 лет со дня основания ОКБ, можно с уверенностью сказать, что в новых проектах это правило будет реализовано в полной мере.
Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям» поздравляет руководство и весь коллектив ПАО «Туполев» с 100-летием со дня основания!

Открытие под руководством Андрея Николаевича Туполева конструкторского бюро в 1922 году стало значительным событием в истории отечественного авиастроения. Все эти годы предприятие держит высокую планку одного из ведущих в стране, обеспечивая Вооруженные силы и гражданский воздушный флот современной и надежной авиатехникой.

Здесь работают специалисты с самыми высокими компетенциями, разрабатываются и внедряются уникальные технологии. Красноречивым фактом является установление на самолетах АНТ и Ту около 300 мировых рекордов. За столетие деятельности в конструкторском бюро было разработано около 300 проектов различных типов летательных аппаратов.

Масштабные проекты реализуются в ПАО «Туполев» и в наши дни. Важнейший из них представляет собой создание отечественного перспективного авиационного комплекса дальней авиации – стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения, который обеспечит высокую эффективность стратегической авиационной группировки России в целом.

Продукцию туполевцев отличают простота, надежность, большой ресурс эксплуатации. Именно поэтому в непростых условиях санкционного давления вновь востребована продукция «Туполева» для гражданской авиации и продолжается серийное производство Ту-214.

Ведущая роль конструкторского бюро в авиастроении во многом определила облик отечественной авиации в прошлом веке. ПАО «Туполев» и сегодня на передовой. Желаем коллективу и ветеранам предприятия крепкого здоровья, реализации намеченных планов и дальнейших успехов во всех начинаниях на благо развития авиастроения России!

Владимир Гутенёв
президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле
~
От лица работников ЦИАМ и от себя лично искренне поздравляю Вадима Владимировича и весь коллектив ПАО «Туполев» с 100-летием со дня основания предприятия!

Славная история «Туполева» – это летопись упорного труда и гениальных технических прорывов выдающихся творцов авиатехники, эффективной работы руководителей, ученых, инженеров, техников, рабочих и служащих.

Желаю туполевцам доброго здоровья, благополучия, счастья, неиссякаемой энергии, а предприятию – новых творческих достижений и покорения новых высот.

Андрей Козлов
генеральный директор ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова»
~
От имени всего коллектива АО «Аэроприбор-Восход» и себя лично поздравляю коллектив ПАО «Туполев» с вековым юбилеем!

Мы искренне благодарим вас за плодотворную совместную работу и убеждены, что наше сотрудничество является примером надежного и успешного делового взаимодействия.

От всей души желаем компании уверенного достижения новых высот, процветания и успешной работы на благо отрасли и всей страны, сотрудникам – благополучия, здоровья, счастья, успехов и уверенности в завтрашнем дне!

Сергей Артемьев
генеральный директор АО «Аэроприбор-Восход»